Интеллигентность - качество ума или это способен развить любой?

1
"Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность - производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий - ученых, художников, писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: 1) обостренное чувство социальной справедливости; 2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей; 3) следование велениям совести, а не внешним императивам; 4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; 5) способность к состраданию; 6) идейная принципиальность в сочетании...
0 0
2

— совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность — производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий — ученых, художников, писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:

1) обостренное чувство социальной справедливости;

2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;

3) следование велениям совести, а не внешним императивам;

4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;

5) способность к состраданию;

6) идейная...

0 0
3
Интеллект: что это? Интеллигентность? Начитанность? Ум? Или...?
Может ли интеллект чукотского оленевода
превосходить суммарный интеллект шестерки
"Что? Где? Когда?" и крупье? Срабатывает ли
на уровне "обыденного сознания" интеллект
гения шахмат?

Альфред Барков

ИНТЕЛЛЕКТ

Вступление:

Интеллект: что это? Интеллигентность? Начитанность? Ум? Или...?

Я горжусь тем, что я принадлежу к обыденному сознанию.

Гарри Каспаров1

Вопрос о том, что такое интеллект, и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, отнюдь не праздный. Представляется, что его пора рассматривать в практической плоскости. Нет, развивать свой интеллект я не собираюсь: примерно с 17-18-летнего возраста процесс его формирования прекращается. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе...

0 0
4
№ Автор Интеллигенция Качества интеллигента Интеллигентность Барбакова К.Г. сочетание профессионализма, нравственной зрелости и интеллекта этическая категория, характеризующая высокую степень нравственной зрелости личности, независимо от социально–классовой принадлежности. Беленький В. это социальный слой людей профессионального умственного труда высокой квалификации, требующего специального образования и выполняющего наиболее сложные общественные функции. совокупность наиболее существенных субъективных характеристик этого слоя. Блюменау Д.И. спорит с Соколовым, считая перечисленные качества формулой интеллигента, но не интеллигентности, убежден, что понятия разного семантического поля. это логическое произведение некоторых этических качеств личности - порядочности и тактичности, помноженное на чувство меры. Вайсбурд Р.А. Интеллигент – проводник профессиональной и личностной культуры, важными составляющими которой являются...
0 0
5
Что значит быть интеллигентным человеком? Facebook Вконтакте Одноклассники

Человек должен быть интеллигентен – такую фразу нередко можно слышать, но вот зачем это нужно и что значит быть интеллигентным человеком в наше время, рассказать может не каждый.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если провести опрос на тему, какого человека можно назвать интеллигентным, что значит быть таким человеком, то точное определение из разрозненных высказываний будет составить сложно. Большинство сойдутся на том, что основными качествами интеллигентного человека будут образованность и начитанность. Другая часть скажет, что главное – это воспитание, потому что интеллигентный человек никогда не скажет грубого слова в присутствии женщины.

Самое забавное будет в том, что обе группы будут правы и не правы одновременно. Наверное, самую точную характеристику интеллигентного человека дал Д. Лихачев в своей статье «Человек должен быть интеллигентен». В ней говорилось,...

0 0
6

Выпуск 31. Как сделать речь более интеллигентной

Раздел: РАССЫЛКА

Автор статьи: Екатерина Пестерева

Дата: 2014-05-07

Просмотров: 5507

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

В разнообразных словарях данное понятие обычно определяется как «качество, присущее людям, профессионально занятым умственным трудом».
Однако в 1990-е ученые стали говорить о важности нравственного аспекта при определении понятия интеллигенция. Отныне термин стал обозначать особую социально-профессиональную и культурную группу людей, занятую преимущественно в сфере умственного труда, обладающую способностью к чуткости, такту и мягкости в проявлениях, ответственную за поступки и склонную к состоянию самоотречения.

Таким образом, интеллигент – не просто грамотный человек, он обязательно носитель нравственных ценностей. Такой человек способен отстаивать жизнеутверждающие ценности, которые хороши не только для него, но и для всей нации. Самое главное, такой человек не...

0 0
7

Вы – соль земли. Вы – свет мира.

Ев. от Матфея, 5, 13-14

Качество человека и социальных структур, им создаваемых, гарантирующее сохранение и развитие разума, назовём интеллигентностью. Далее нам предстоит выяснить, что это такое с точки зрения основного материалистического постулата о двойственности мира.

Человек и человеческое общество выживают благодаря целенаправленной деятельности. Стимулами к ней являются потребности. Потребности человека и общества могут быть самыми различными. Они есть следствие жизненных ценностей, например, материального интереса, духовного потенциала, амбиций, испорченности и так далее. Поскольку систему жизненных ценностей мы включили как частность в общее понятие веры, то можно сказать, что потребность к деятельности определяется верой человека. Если вера человека, кроме прочего, включает в себя духовную компоненту, основанную на Вере Христа, то такую веру мы назовём интеллигентной. С другой стороны, личный труд в качестве одного из...

0 0
8

Диплом или уровень культуры? Некоторое время назад одна из наших газет провела дискуссию на тему «Почему у нас мало по-настоящему образованных людей?». И вот в ходе этой дискуссии выяснилось, что совсем не просто определить — что такое «образованный человек»?
Журналист высказал такое суждение: высокообразованный человек «должен быть безукоризненным специалистом в своей области, при этом свободно владеть несколькими языками, хорошо знать отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, уверенно ориентироваться в других сферах науки и культуры... Мы хотели бы иметь больше
таких людей в редакции нашей газеты, но найти их совсем не просто».
Ученый-историк на это ответил: «Очевидно, что у науки иные потребности, чем у газеты. Я думаю, для ученого образованность на все случаи жизни — слишком большая роскошь. Достаточно тех сведений, которые позволят ему вписать разрабатываемую им тему в круг своих специальных занятий, а через их посредство — в...
0 0
9

В словарях даётся такое определение словам «интеллект» и «интеллигенция»:

Интеллект (лат. intellektus – понимание, познание) – общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем.

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellеgentia – понимание, познавательная сила, знание) – особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению.

Поскольку в этих латинских словах прослеживается общая основа (intel), то, вероятно, именно она относится к деятельности разума, рассудка, и «понимание» является продуктом такой деятельности.

Это значение действительно сохраняется в слове «интеллект», «интеллектуалность». И даже в слове «интеллигент», хотя оно уже значительно дополняется и другим смыслом, связанным с поведением человека. А вот слово «интеллигентность» в реальном употреблении обретает смысл,...

0 0
10
Возможно Вы удивитесь, прочитав заголовок, скажете, что интеллигентность воспитывают с молоком матери, что её определяют образованность, умение мыслить. Это всё правильно: и про воспитание, и про образованность, и про мыслительный процесс. И всё-таки интеллигентность можно в себе развивать и довольно успешно в любом возрасте, людям любой профессии, а не только связанным с мыслительной деятельностью, ведь интеллигентность прежде всего отражает состояние Вашей души.

Знаете ли Вы, что интеллигент и интеллектуал — понятия разные? Интеллигентом может быть и рабочий, и крестьянин, и продавец. Отличительными чертами любого интеллигентного человека являются доброжелательность, культура поведения и терпимость ко всем людям, и уж потом, при более тесном общении выявляется уровень образованности, умения мыслить, хотя, конечно, желательно иметь этот уровень не очень низкий.

Интеллектуалы обладают значительным объёмом знаний, определённым мировоззрением, продвигают прогресс человечества,...

0 0
11

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают:...

0 0
12
вот:

*Выступая как-то в Останкино, Дмитрий Сергеевич Лихачев спрашивал: "Можно ли притвориться знающим человеком?"
И сам отвечал: "Да, можно, надо только запомнить некоторое количество фактов".
"Можно ли притвориться умным человеком?" - спросил он далее.
И, подумав, ответил: "Да, можно, запомнив некоторое количество связей между фактами".
Наконец прозвучал третий вопрос: "А можно ли притвориться интеллигентным человеком?"
"Нельзя".

"Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.
Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.
Восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь и интерес к приобретению знаний, к истории, к искусству, к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в принятии нравственных решений и богатство и точность своего ЯЗЫКА, РАЗГОВОРНОГО И ПИСЬМЕННОГО - вот это и будет интеллигентность".

"Человек должен иметь право менять...

0 0
13
...
0 0
14

Такое сопровождение может носить различный характер, которое в каждом конкретном случае определяется практической деятельностью. Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение» «психологическое сопровождение», «научное сопровождение».

В контексте модели речь идет о педагогическом сопровождении, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свои особенности, проявляющиеся в первую очередь в специфике функций окружающих человека других людей, целью которой становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальной педагогической системы (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в ее институциональном (структурном) оформлении (учебное заведение).

Программа педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента устудентов колледжа предполагает три...

0 0
15

Что мы знаем об интеллигентности? С интеллигентными людьми нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие человеческие качества, которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества...

0 0
16


Елена Владимировна Понятовская,

преподаватель педагогики,

г. Ангарск.

http://festival.1september.ru/articles/312854/

Диалоги об интеллигентности

25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…

Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысливания фундаментальных положений, закладываемых в основы становления личности. По мнению обществоведов, педагогов и психологов, современная ситуация характеризуется отсутствием высоконравственной “идеи, скрепляющей общество” (Ф.М.Достоевский). Сегодня, как никогда, нужен идеал воспитания. А.И. Герцен говорил, что личность воспитывается в силу формирования в ее внутреннем мире определенного образца.

Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию ...

0 0